Работа
с одаренными детьми. Формы
и методы работы с одарёнными детьми
Младший школьный возраст — период впитывания,
накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества
является сохранение и развитие одарённости. Перед тренером – преподавателем стоит основная задача – способствовать
развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их
разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их
развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и
поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся
погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний,
стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка
следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала,
способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь
ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору
и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы
тренера-преподавателя должны
способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей
предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;
-практические;
Формы
работы:
-
тестирование детей с целью определения их способностей, склонностей, наличие
познавательных интересов.
-консультирование
по возникшей проблеме, проведение родительских собраний, круглых столов
-
тренировано-урочная (работа в парах, в малых группах), разно уровневые задания,
творческие задания;.
-Индивидуальная и групповая работа с учащимися на
тренировках. Подбор развивающих упражнений, заданий повышенной сложности.
Предложение выполнять в домашней обстановке, творческие задания.
- дискуссия;
- игры.
Очень
важны:
- Привлечение детей к участию в танцевальных
конкурсах, фестивалях, спортивных мероприятиях
викторинах различного уровня, школьных концертах и мероприятиях
- Участие ворганизация отчетных концертов
-Проведение
и организация культурно массовых мероприятий.;
-Ролевые игры;
-Индивидуальные творческие задания.
-Награждение
каждого ребенка в конце года.
-
Поощрение родителей одарённых детей грамотами.
Эти
методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и
виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в
начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей,
речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.Тренер уделяет внимание
особенностям развития ребенка в творческой и познавательной сфере.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
-высокая
продуктивность мышления;
-легкость ассоциирования;
-способность к прогнозированию;
-высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный подход, каждый тренер
работает над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития
способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических
кадров. Учитель должен быть:
-непременно талантливым, способным к
экспериментальной и творческой деятельности;
-профессионально грамотным;
-интеллигентным, нравственным и эрудированным;
-владеть современными педагогическими
технологиями;
-психологом, воспитателем и умелым
организатором учебно-воспитательного процесса;
-иметь позитивную Я – концепцию, быть
целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
При
работе с одаренными детьми необходимо уметь:
-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и
расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности
учащихся;
-работать дифференцированно, осуществлять
индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-принимать взвешенные психолого-педагогические
решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную
деятельность
Успеху этого процесса способствуют характерные
особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная
восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из
того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных
способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом
заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из
особенностей младших школьников в последующие годы « сходят на нет», другие во
многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение
проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их
дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей
ребенка, достаточные для начальных успехов , вовсе не открывают пути к
действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки
способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания,
ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Одаренные
дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и
критике. И восхищение, и неприязнь обязательно отразятся в детском сознании. В
семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным, независимо от того, восхищаются ли
ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках,
когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.
Конечно, очень многое зависит от того, как
ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам
индивидуально, имея дело с целой группой, он лишен возможности ориентироваться
на сильных учеников. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы
под стать их умственным и физическим силам,
а программа может предложить совсем немного. Часть детей с ранним подъемом
способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это
происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих
порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными. Одна из главных черт одаренных детей, которая
сильно мешает его дисциплинированной учебе на занятиях, — упорное нежелание
делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их
задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.
Одним из мнений современных педагогов является
то, что для обучения детей с высокими способностями должны существовать
специализированные группах и школах. Лучше такому ребенку находится в среде
похожих детей и учится по программам, соответствующим его уровню
интеллекта.Другое – одаренные дети не должны являться «исключением». Из таких
детей ( в том или ином направлении) должно состоять подрастающее поколение, а
это значит, что эти дети должны наполнять все дополнительные учреждения. Если
же, последнее отсутствует, значит проблема появилась раньше, чем мы успели это
заметить.
|