. Особенности организации работы в учебно-тренировочном процессе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации - Доклады, выступления пед. коллектива - Каталог статей - МБУДО ДЮСШ
Детско-юношеская спортивная школа
Четверг, 25 Апреля 2024, 20:56
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Статьи о нашей спортивной жизни [14]
Доклады, выступления пед. коллектива [8]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 76

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Особенности организации работы в учебно-тренировочном процессе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

 «Особенности организации работы в учебно-тренировочном процессе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема «трудных» подростков, организация работы с трудными подростками в стенах школы и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного образования.

В наши дни отклонения в поведении детей возникают, по мнению специалистов, в результате политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, пропагандируемой средствами массовой информации, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением детей. Все это приводит к тяжелым последствиям, сказывающимся не только на обстановке в классе и школе, но и на ситуации в обществе в целом.

Проблема трудностей в поведении и общении ребенка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими. Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости – подростковый возраст. Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет. Трудным возрастом, переходным периодом, переломным возрастом называют данный промежуток времени учителя, психологи, родители. И это не случайно: именно в эти годы перестраивается психика ребенка, изменяется характер учебной деятельности и отношение к ней, бурно развивается самосознание и личность подростка в целом. В его поведении нередко появляются неожиданные для окружающих срывы и отклонения, возникают конфликты со сверстниками и взрослыми, которые приводят к серьезным внутренним переживаниям.

Понятие «трудный» или подростки с «девиантным» поведением – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. Находясь в конфликте с педагогами, родителями, самими собой, такие школьники предпочитают проводить время на улице, в кругу своей компании. Из опыта работы с данными подростками, можно констатировать, что рабочий день тренера начинается с ежедневного звонка ребятам и родителям о причинах отсутствия учеников в школе, на тренировке. Причем на тренировку такие дети приходят, а в школу не идут. Для убеждения подростка в необходимости учиться, педагогам приходится прилагать немалые усилия

Таким образом, трудные – это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонений в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками воспитания.

В виду всего вышесказоного в спортивную школу приходят трудные, но здоровые дети, которые хотят заниматься выбранным видом спорта. Тренеру-преподавателю  проще и трудней, чем учителю, привлечь таких детей к регулярным занятиям спортом. Учащиеся приходят в ДЮСШ самостоятельно, сами выбирают вид спорта. И задача тренера вовлечь ребенка в учебный процесс, приучить к регулярным занятиям спортом.

По опыту работы, могу сказать, что нужна крепкая взаимосвязь в работе тренер-ученик-родители-школа. Мои тренировки начинаются сразу же после уроков моих учеников в их же школе. Классные руководители наших «любимых» учеников после тяжелого дня делятся своими пожеланиями со мной. И тогда приходиться применять методы физического наказания: подтягивание, прыжки, приседания. Любой пропуск тренировки всяким учеником должен быть уважительным. И тренер должен знать заранее о причине пропуска. На нашем отделении такая взаимосвязь налажена. Родители, дети звонят или пишут СМС о причине пропуска. Я встречаюсь с педагогами ребят, родителями, узнаю об их проблемах и удачах Постоянные беседы с ребятами, проводимые во время занятий, нацеливание их на результат позволяют сплотить коллектив, привлечь учащихся к регулярным занятиям спортом.

Моя педагогическая позиция : я выступаю как старший товарищ, друг, соратник ученика в деле освоения им выбранного вида спорта и личностного саморазвития. Великий югославский тренер  С. Косич говорил: « Если горит тренер, то горит и команда». Моя задача влюбить ребенка в командный вид спорта под названием «Баскетбол», влить в детский коллектив, оторвать от плохих компаний.  Ребенок должен быть нацелен на максимальную реализацию своих физических способностей, проявление лучших личностных качеств и преодоление негативных черт характера.

Соревновательная деятельность требует от учащихся самообладания, умения управлять чувствами в условиях острого соперничества команд, умения преодолевать трудности в постоянно меняющейся игровой ситуации, инициативности, самостоятельности. Неоднократно проявляясь в занятиях, эти качества развиваются, их мобилизация становится привычкой.

Как правило, занятия  проводятся групповым методом, где коллектив спортсменов решает определенную задачу. Это создает благоприятные условия для нравственного воспитания спортсмена.

В игровых ситуациях, в ходе спортивной борьбы, проявляются такие качества, как честность, справедливость, умение объективно оценить свои действия и действия соперника. Воспитательный эффект будет выше, если спортсмены научатся подчинять свои интересы интересам коллектива. Особенно эти качества проявляются, когда спортсмены проводят игры на выездах, вдалеке от дома. Коллектив перед трудностями сплачивается и становится дружней и сознательней. К, сожалению, последнее время, финансирование поездок на соревнования не ведется. Родители оплачивают поездки. А мы знаем, что  как правило трудные дети живут в неблагополучных семьях. И поэтому тренеру приходится искать спонсоров или самому оплачивать поездку  ученика.

Не всегда усилия тренера приводят к положительному результату—часть трудных ребят уходят из команды.  Я считаю, что может не подошел вид спорта или коллектив в команде, но тогда этого ребенка подхватывает тренер другого вида спорта. В нашей спортивной школе так принято. Мы передаем трудных детей из рук в руки, чтобы они не достались улице!

Таким образом, занятия физической культурой и  спортом   являются обязательным компонентом работы по певоспитанию трудных учащихся и важнейшее  условие  ее эффективности.

Категория: Доклады, выступления пед. коллектива | Добавил: Администратор (24 Мая 2013)
Просмотров: 2308 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Создатель сайта Оникиенко Анастасия Александровна © 2024 Бесплатный хостинг uCoz